Полезное
Как верно заметил доктор Спок, « годовалый ребенок противоречит матери, ребенок 2.5 лет противоречит даже сам себе». Но такое поведение вполне объяснимо: В жизни малыша начинается великая эпоха, которая проходит под девизом « Я сам».
Самостоятельность или безопасность?
Одна из серьезных проблем для заботливых родителей- как совместить стремление ребенка к самостоятельности с обеспечением его безопасности? Во все времена – и в наше, в том числе! – свою безопасность человек может обеспечить только самостоятельно. До тех пор, пока человек зависим в этом вопросе от других людей, ни о какой безопасности говорить не приходится. Но не рекомендуется в таких ситуациях обходится простым «нельзя!».
Ребенку необходимо, чтобы родители:
- во- первых, объясняли ему, в чем именно состоит безопасность;
- во-вторых, по мере приобретения им новых навыков предоставляли ему все больше свободы, то есть не запрещали больше чем нужно.
Запрещая без объяснений и наказывая за активность, вы подвергаете ребенка очень большому риску. Ведь он будет считать, что вся опасность и сводится только к родительскому наказанию. Собственного же представления о том, что опасно, а что нет, он так и не получит. Малышу необходимо помочь, а не наказывать за то, чего он пока не знает, и не умеет!
Прежде всего, подумайте о том, что необходимо убрать от ребенка подальше. Острые ножи, важные документы в самом деле не нужны двухлетнему ребенку, но например аудио-видеотехника к этому перечню не имеют отношения. Если вы боитесь, что он сломает магнитофон, то разумнее всего показать малышу, как с этой штукой обращаться. Сложите «малышовые» кассеты или диски на одной полочке( а свои можете убрать куда-нибудь повыше), и пусть дитя наслаждается!
Как можно чаще говорите «да»!
Если дитя желает мыть посуду -пусть моет!( А если сейчас проявить настойчивость и строго запретить ему подобные «игры», то через 10 лет ни за что не допроситесь, чтобы он сполоснул хотя бы свою чашку.)
Хочет помогать вам готовить? Пускай! Дайте ему, например, вареную картофелину и пластмассовый «одноразовый» нож пусть режет на здоровье. Пройдет год-другой и вы с удивлением обнаружите, что ребенок действительно помогает вам, а не мешает.
Каждый день вы будете получать новые свидетельства того, как много понимает и умеет делать ваш малыш, и это снижает тревожность. Вы все больше доверяете его способностям, все меньше переживаете за сохранность его здоровья и обстановки в доме. У вас появится время заняться чем-то другим- более полезным и приятным.
Если вы не можете сразу решить, что лучше сделать в данном случае, немедленно запретить или поискать пути, на которые можно ответить «да», -задайте себе два вопроса:
- пригодится ли малышу в дальнейшей жизни то. Что ему сейчас так хочется сделать?
- может ли он осуществить желанное действие без опасности для себя(по крайней мере, если вы будете рядом и поддержите его)? Если на два этих вопроса можно ответить утвердительно, то верным решением будет – сказать «да»!
Все наоборот.
Дети никогда не сопротивляются « просто так», « из вредности» или желания свести с ума папу с мамой. Причина есть, и нужно только ее обнаружить и рассказать ребенку, почему именно он заупрямился. Обязательно проговорить ситуацию: таким образом вы помогаете малышу освоить очень важное и ценное искусство- выражать свои желания словами, а не скандалом.
Проявлять внимание к причинам упрямства – не значит во всем и всегда потакать ребенку. Требуется другое: вместе с ребенком учиться находить компромиссные решения.
Гораздо чаще сражение «упрямых» разыгрывается вполне « на равных», т.е. в основе вашего сопротивления ребенку лежит не объективная необходимость отказать ему в удовлетворении желания( например, соображения его физической безопасности), а точно такое же упрямство! Я родитель, а значит, должен стоять на своем! Если вам кажется, что поиски причины детского упрямства и компромиссного решения потребуют слишком много сил, то надавить проще и гораздо « экономнее».
Родительский авторитет зарабатывается не грубой силой, а именно способностью рассмотреть интересы ребенка и, по возможности пойти им на встречу. Самые отчаянные скандалы с двухлетками разгораются именно тогда, когда мы пытаемся сдвинуть их с той точки, на которой они застряли, немедленно и сразу. Если ребенок твердо нацелился гулять именно в тот момент, когда вы собираетесь кормить его обедом, нет смысла требовать от него немедленной смены планов. Вы все равно не сможете накормить его насильно!( А если сумеете, причините ему намного больше вреда, чем пользы). Предложите ему другой вариант: сейчас вы с ним пять минут постоите на балконе и посмотрите на машины, а потом пойдете кушать. Желательно, чтобы возможных решений выбора было несколько. Как ни банально звучит, но действительно учатся на примере родителей. Если малыш будет видеть, что вы не впадаете в отчаяние от того, что какие-то ваши желания не исполняются, что планы можно менять и это достаточно безболезненно, — ребенку будет легче научиться управлять собой.
Статья подготовлена психологом центра «Здоровый малыш» Кривко Е.М.
по материалам книги
Л.Н.Образцовой « Я сам! Упрямый ребенок: маленькие подсказки для родителей»